суббота, 6 апреля 2013 г.

Милан — это не только бизнес и мода


Милан называют итальянской, если не мировой, колыбелью бизнеса и моды и часто сравнивают с Москвой. Я приехал на центральный железнодорожный вокзал около девяти часов вечера и был удивлен увидеть безлюдные улицы. Казалось, что все уже отправились спать.  Не очень-то на Москву смахивает, подумал я и направился к Роберто, человеку, согласившемуся принять меня в рамках сервиса Couchsurfing, который и объяснил позже, что итальянцы предпочитают проводить зимние вечера где-нибудь внутри, дома или в ресторане, - особенно, как он выразился, «когда так холодно, как сегодня». Что ж, для меня, только что убежавшего от белорусских минус двадцати, температура едва ли ниже нуля была явным облегчением.


Благодаря точным описаниям Роберто, я без проблем добрался до его дома на окраине Милана. Поскольку я пользовался Couchsurfing’ом далеко не в первый раз, меня посетила мысль:  когда бы и я ни следовал чьим-то указаниям в совершенно не знакомом мне городе, добраться до пункта назначения всегда оказывалось на удивление просто. Вдруг я с ужасом представил, что мне нужно объяснить иностранцу, как найти мой дом в Минске. Да что говорить – ведь я бы этого и коренному минчанину не смог втолковать. В некоторых наших спально-дворовых застройках сам черт ногу сломит. Или, может быть, я просто не представляю туриста в пост-советском городе?..


Как это бывает, наверное, у всех, кто впервые попадает в Милан, мое знакомство с городом началось с кафедрального собора Дуомо. Массивное, готическое сооружение захватывает дух своим величием как снаружи, так и внутри, но мне особенно хотелось подняться на крышу, чтобы взглянуть на город с высоты птичьего полета. К сожалению, этому не было суждено случиться. Во-первых, Дуомо, каким бы грандиозно большим он ни казался, на самом деле не такой уж и высокий, то есть фактически он не нависает над городом. Своей крышей он едва перерос соседние здания. Но всё бы и ничего, если бы в мой визит не велись реставрационные работы, из-за чего на самую верхнюю точку попасть мне не удалось, поэтому панорамы города я так и не увидел. Работы ведутся там постоянно, а связано это с мрамором, из которого построен собор. Дело в том, что он имеет свойство сильно впитывать пыль, поэтому итальянцы шутят, что «пока почистят одну сторону Дуомо, уже отреставрированная станет прежней».

Дуомо.
А в это время африканские иммигранты по всей соборной площади терроризируют прохожих и туристов, впаривая плетеные фенечки - якобы «на удачу».

Площадь Дуомо.
Наступил полдень, и в нескольких шагах от Дуомо, на ступеньках у церкви Сан-Феделе, миланцы греются на зимнем солнышке.

Церковь Сан-Феделе.
У меня был путеводитель, и из всех предложенных автором маршрутов я выбрал что-то эдакое исторически-культурное. Я с удовольствием прошелся по городским паркам, посмотрел на замок Сфорца и Арку мира, которая первоначально строилась по заказу Наполеона Бонапарта и задумывалась как триумфальная, если бы тот осуществил свои коварные планы. Генрих Гейне, бывавший здесь в 1828 году, писал о ней в своих «Путевых картинах»: 
Продолжается постройка знаменитой Триумфальной арки, которая должна была замыкать Семпионскую дорогу. Правда, статуя Наполеона не будет увенчивать арку, как это предполагалось. Но все-таки великий император оставил по себе памятник много лучше и прочнее мраморного, и ни один австриец не скроет его от нашего взора. Когда мы, прочие, уже будем срезаны косою времени и развеяны ветром, как какие-нибудь былинки, памятник этот все еще будет стоять невредимо; новые поколения возникнут из земли, будут с головокружением взирать снизу вверх на этот памятник и снова лягут в землю; и время, не имея сил разрушить памятник, попытается закутать его в легендарные туманы, и его исполинская история станет, наконец, мифом… 
Арка мира.
Интересен также и Милан христианский. Особенно старейшая базилика Сан-Амброджо, которую считают вторым по значимости (после Дуомо) миланским храмом. Его заложил сам святой Амвросий, покровитель города, в 379 году.

Базилика Сан-Амброджо.
А вот в доминиканской церкви Санта-Мария-делле-Грацие можно лицезреть «Тайную вечерю», шедевр Леонардо да Винчи. Позаботьтесь о том, чтобы забронировать билеты заранее. Попасть туда с ходу может быть затруднительно. В творении действительно есть что-то захватывающее. Вспоминается забавная легенда, связанная с ним:
Леонардо уделил особое внимание двум фигурам – Иисусу, олицетворению добра, и Иуде, символу зла. Мастер никак не мог найти подходящих натурщиков и даже приостановил работу, несмотря на недовольство заказчика. В конце концов, художник нашел модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать второго натурщика оказалось значительно труднее. Три года Леонардо искал его по всему Милану и однажды наткнулся на пьяницу, валявшегося в сточной канаве. Мужчина был ещё молод, но беспробудное пьянство исказило его черты. Обрадованный мастер привёл пьянчужку в трапезную и принялся писать с него Иуду набело, не делая эскизов. Неизвестный тем временем пришёл в себя и вдруг заявил, что уже видел эту роспись три года назад. Оказывается, тогда он состоял в церковном хоре и Леонардо именно с него писал Христа.

Особенно восхитило Чиметеро Монументале, или монументальное кладбище Милана, - огромной площади город мертвых на зависть всем живым, настоящий музей архитектуры и искусства, место, где горожане ваяют предкам величественные особняки и скульптуры. Всё это не поддается никакому описанию, а чтобы обойти кладбище, понадобится не один час.

Галерея Виктора Эммануила II.
Что также увлекательно, были времена, когда Милан сравнивали с Венецией. В 1386 году началось строительство собора Дуомо. Возводить его решили не из красного обожженного кирпича, что было типично для большинства миланских церквей, а из того самого мрамора, о котором шла речь выше. Добывали его с благоволения герцога Джан-Галеаццо Висконти в карьерах у озера Маджоре, а потом переправляли в Милан по специально прорытым каналам. Прокладку каналов также связывают с необходимостью водоснабжения, ведь в городе нет ни реки, ни выхода к морю. В конце 19-го века большинство каналов исчезло, а вот уже в 30-е годы 20-го века за них взялись вновь, углубив и сделав даже судоходными. В 1953-м году Милану присвоили официальный статус тринадцатого порта Италии.

На площади Дуомо.
Так что Милан – город не совсем сухопутный. Сохранившиеся каналы находятся в районе Навильи. Я отправился туда посмотреть, что из себя представляет былая «миланская Венеция». Поскольку на дворе стояла зимний вечер, каналы были безлюдны. Позже Роберто сказал мне, что летом там едва ли можно протолкнуться – так много людей людей выходит прогуляться вдоль каналов, посидеть в кафе или пабе, послушать живую музыку.

Замок Сфорца.
Насыщенный день подходил к концу. Я возвращался к Роберто, кушать пасту и беседовать за рюмочкой граппы. Я убедился в том, что многие люди, которые наотмашь говорили мне о том, что в Милане – мол, это не Рим – делать нечего, были не правы. В каждой стране, в каждом городе на этой планете можно найти что-нибудь интересное. И Милан в этом не исключение. Города бывают разные: старые и новые, большие и маленькие, красивые и уродливые, а привлекательность их заключается не только в наличии популярных туристических достопримечательностей. Ведь это также и люди, и культура, и уникальная атмосфера, познавать и погружаться в которые бесконечно интересно.

На крыше Дуомо.
Галерея.
Галерея.


Фонтан, замок Сфорца.
Замок Сфорца, парк Семпионе.
На крыше Дуомо.

2 комментария:

  1. Хочу побывать в Милане, но когда лучше лететь, чем и где дешевле остановиться?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!

      Лететь, пожалуй, лучше всего весной, в мае, когда уже тепло, но и не жарко. А как лететь - зависит от того, где вы находитесь и откуда собираетесь вылетать. Лоукост-компании, как Ryanair и Wizzair, предлагают достаточно дешевые полеты в Милан из Вильнюса, Каунаса, Варшавы. В пределах 30 евро в одну сторону. Если вас интересует остановиться подешевле, лучший вариант - хостелы или же сервис couchsurfing.

      С уважением,

      360Journeys.com

      Удалить