суббота, 31 октября 2015 г.

2-недельный антимаршрут по Грузии

Эта заметка о моем кратком знакомстве с Грузией – никак иначе двухнедельный marshrutka trip по всей, хоть и маленькой стране не назовешь. Как и любая попытка посмотреть всё одним махом, мое путешествие оказалось поверхностным. Я много ездил по популярным туристическим аттракционам, но мало общался с местными людьми, а самые красивые пейзажи видел только из окна маршрутки. В следующий раз я обязательно исправлюсь. Ну а если кому-то будут полезны мои настоящие наблюдения, я с радостью поделюсь ими ниже. Поехали.

Маршрут: Батуми – Сванетия – Ушгули – Мартвили – Ахалцихе – Вардзия – Тбилиси – 
Сигнаги – Казбеги – Тбилиси – Батуми

Продолжительность: 2 недели



Батуми


Самый популярный морской курорт Грузии. Любителям ухоженных европейских курортов, пожалуй, не стоит ждать от этого места особой эстетики. Галечные пляжи, не самое лазурное море. Говорят, что Кобулети, Сарпи и другие прибрежные курорты могут быть поинтереснее с точки зрения пляжного отдыха. Так называемые туры (крепость Гонио, мост царицы Тамары, водопады, винный дом и др.), которые вам предложат местные дельцы (у всех набор одинаковый), особой ценности не представляют и стоимости своей не оправдывают. Отсюда на комфортабельном поезде можно уехать в Тбилиси, а на маршрутке – по всем другим направлениям. 


Сванетия


Живописная горная область на северо-западе Грузии в часах 6 езды на маршрутке от Батуми. Могу с уверенностью сказать, что ехать в горы ради галочки – на день-два – не имеет никакого смысла. Вся соль там – пешеходные маршруты, которые и раскрывают местные красоты. Есть однодневные, есть многодневные. Иными словами, трекинг, трекинг и еще раз трекинг. А иначе рискуете сесть в маршрутку и по дороге назад забыть, что вообще видели. И умоляю, не берите полдневный тур в Ушгули. Все, что вы успеете за три часа на месте, – это пробежаться по поселению и окинуть взором Шхару. Там тоже нужно оставаться, ходить и любоваться.


Мартвили


Из Сванетии, перескакивая с маршрутки на маршрутку в Зугдиди и Кутаиси, я перебрался в городок Мартвили. Мне советовали посетить мартвильские каньоны, которые впоследствии меня никак не впечатлили. На месте вам предложат получасовую прогулку на надувной лодке за 60 лари. Если вы один или вас двое и вам накладно отдавать такую сумму, ищите тех, кто будет не против разделить с вами судно. Но если вы умеете плавать и не боитесь холодной воды, можно вообще ничего не платить и отправиться вплавь, что еще и приятнее в жаркую погоду. В заплыве до водопада, где лодки поворачивают назад, у вас будет возможность несколько раз выйти на сушу из камней и передохнуть, поэтому пусть расстояние вас не волнует. А вообще говоря, достопримечательность весьма сомнительная, и специально отклоняться от своего маршрута ради посещения каньона я бы точно не советовал.


Ахалцихе 


Мне также активно расхваливали Вардзию, пещерный монастырский комплекс на юге Грузии. По дороге туда (из Кутаиси) я остановился в Ахалцихе. Город известен своей средневековой крепостью, которую очень добротно отреставрировали, а на самом деле отстроили с нуля. Крепость примечательна из-за сочетания нескольких культур: грузинской, армянской и турецкой. Мне очень понравилось гулять там на закате и я даже решил, что обязательно посещу крепость в светлое время суток. Впрочем, оказалось, что именно сумерки придают этому месту особый шарм.


Вардзия 


К сожалению, это очередной популярный туристический аттракцион, который меня не впечатлил. Наверное, мне ни о чем не говорят эти «парфеноны» и прочие руины, в которых кто-то когда-то, очень давно жил. Но если вы все же сюда соберетесь, то помните, что вам придется много подниматься наверх под прямым палящим солнцем и почти без возможности укрыться в тени. Не забудьте головной убор и бутылку воды и берегите себя.


Тбилиси


Приехав в столицу в одиночестве, я приуныл, а душа запросилась на природу, поэтому уже на второй день прогулок по городу я не знал, куда себя деть. Я не строил особых планов на Тбилиси, но пообещал себе посетить знаменитые серные бани. Это отличная возможность приобщиться к местным традициям и людям. Только берите общий зал – иначе эффекта никакого. Можно еще сделать пилинг и массаж, которые очень похожие на то, что делают в турецких хаммамах, если бывали. В общем, мне показалось, что Тбилиси – это тусовочный город, где вечером в большой и веселой компании друзей и обязательно грузин нужно устраивать шумные застолья с большим количеством вина. Поскольку это был не мой случай, я двинул дальше – в Кахетию.


Сигнахи


Очень милый городок. Здесь эстеты, пожалуй, впервые за свое путешествие по Грузии почувствуют уют и «итальянскость». Ведь большинство грузинских городов предстают развалюхой, в которой есть всё, чем по правде славится эта страна, но только не красота в общепринятом смысле этого слова. А Сигнахи с его чередой черепичных крыш на фоне Алазанской долины – другой. Здесь с толком делают домашнее вино, чачу и шашлык, а бескрайняя долина, которая вот почти у твоих ног, показалась мне даже более захватывающим зрелищем, чем горы. Из гестхаусов рекомендую Nato & Lado – семейный и теплый прием, много гостей со всего мира и самое вкусное домашнее вино – по крайней мере, из тех, что я успел попробовать в Грузии.


Казбеги (Степанцминда)


Еще одно путешествие «ради галочки» случилось со мной в Казбеги. Я пробыл там менее суток: как и многие другие, поднялся к Гергетскому храму, поглазел оттуда на горы час-другой, спустился и сел в маршрутку до Тбилиси. Имейте в виду, что путь наверх (к церкви) может занять от одного до трех часов. Можно взять джип за 50 лари, чего многие не советуют делать, потому что так вы якобы упустите возможность насладиться видами. Но это не так, потому что самая полная картина предстает взору как раз с вершины горы, а по дороге наверх вам откроются абсолютно те же пейзажи, только в просветах между деревьями. Так что если вы чувствуете, что вам будет тяжело подниматься, или хотите сэкономить время, смело берите машину. По этой же дороге можно пешим ходом стартовать и на более дальние дистанции по направлению к Казбеку: например, к леднику Гергети (2800 м) или к метеостанции (3600 м). Предлагают здесь и туры: в Джуту, к водопаду Гвелети и тд. Но опять же, как по мне, многодневный трекинг – то, что нужно. Ну, а уж если очень хочется взглянуть одним глазком на Казбек, не забывайте, что для этого обязательно ясное небо.

Наблюдение: впервые за время пребывания в Грузии попал на откровенно слабенькую кухню – в заведении Khevi. Сделал вывод: чем ближе к России, тем хуже сервис.


Общие впечатления


И всё-таки я отлично провел эти две недели и кое-что узнал о стране. Я понял, что, отведав грузинского домашнего вина, наслаждаться заводским ну просто невозможно, а после такого просветления все остальные детали путешествия уже не так важны  А еще как большой любитель шашлыка я знатно отвел душу, но так и не наелся впрок. 

А вообще говоря, в Грузии сейчас жить не просто. И видно, что грузины в связи с этим знатно приуныли. В стране повальная безработица, мужики бесцельно сидят на улице и играют в нарды, каждый второй – таксист. Мне было сложно объяснить бедствующим грузинам неприязнь белорусов к собственному государству. Человек, которому нечего есть, не думает о разделении властей. 

Многие грузины с ностальгией вспоминают советские времена, когда им, дескать, жилось действительно неплохо. Печально, что с ностальгией вспоминают уже даже правительство Саакашвили, которое благодаря радикальным реформам смогло добиться немалых успехов (по сравнению с тем, что было). Конечно, кто-то смотрит на Советский союз глубже, чем просто на «дружбу народов», кто-то поносит Саакашвили за то, что якобы тот распродал страну, однако сегодняшней властью грузины недовольны, пожалуй, поголовно.

Нужно сказать, что Грузия – страна дружелюбных людей. Несмотря на напряженные политические отношения с Россией, ни один грузин в разговоре со мной не выказал и толики озлобленности по отношению к россиянам. Они четко отделяют грязную игру политиков от интересов обычных людей.

В Грузию хочется возвращаться. Так что я в голове уже набрасываю маршрут следующего путешествия. Чего и вам советую.

Комментариев нет:

Отправить комментарий