воскресенье, 23 января 2011 г.

Гродно: познавательная поездка с кулинарным уклоном

Я и мой друг Руль с билетами в руках стояли на перроне минского железнодорожного вокзала. Очутились мы там, конечно, не случайно. В какой-то момент мы с сожалением осознали, что вовсе не знаем родной страны, не представляем, что творится в других городах. Мы вдруг поняли, что зациклены на Минске. Бессмысленное времяпрепровождение в городе нас больше не радовало, и было незамедлительно решено пересмотреть свое отношение к свободному времени и отдыху. Поскольку мы оба тяготеем к новым впечатлениям и путешествиям, размышлять долго не пришлось.  Город Гродно стал первым пунктом маршрута.

Вечерний поезд, отправляющийся из Минска в 23.33, вполне удобен, поскольку прибывает  он в Гродно ранним утром, что дает возможность без промедлений начать туристический день. Нам достались два боковых места в плацкартном вагоне. Выпив по бутылочке пива для хорошего сна, расстелились и, пребывая в радости от того, что наконец уехали, отправились на боковую.

Утром в сонном состоянии извлекли свои тела из поезда и направили в сторону центра. Мы заказали двухместный номер в гостинице “Беларусь”. Туда и лежал наш путь. Гостиницу выбирали исходя из одного – цены. Собственно говоря, насколько я понял, “Беларусь” – самый дешевый вариант в Гродно. Так оно и есть: двухместный номер стоил 69 тысяч белорусских рублей. В гостинице “Турист” за камеру на двоих просили около 170 тысяч. Разыскивая место, где можно остановиться на ночь, позвонил я и в “Славию”, более модный и современный отель, где двухместный номер стоил уже 240 тысяч белорусских рублей за сутки. Многовато, не находите? Получается, что чего-то средненького по цене и качеству найти не удается. Или дорого, или убого, что, кстати, тоже не так уж и дешево. Еще можно попробовать снять квартиру. Вполне возможно, что сможете найти как раз приемлемый для вас вариант. Гостиница “Беларусь”, как мы и предполагали, явила собой печальное наследие советской эпохи, но провести нам там нужно было всего лишь одну ночь, поэтому особо не унывали.

Ранним утром, естественно, хотелось чего-нибудь перекусить и поскорее приступить к обследованию местности. Мы отправились вниз, к центру города, чтобы найти какое-нибудь кафе. Правда, сказать оказалось намного легче, чем сделать. По мере того как мы продвигались в глубь старых кварталов, голод все больше и больше давал о себе знать, но город как будто издевался над нами. На улочках то и дело мелькали вывески аптек, парикмахерских, центров сотовой связи и мастерских. На что-нибудь же “съедобное” не было и намека. Складывалось такое ощущение, что жители Гродно активно стригутся, болеют, пользуются услугами сотовой связи и чинят бытовую технику, но совсем никак не питаются. Курсируя вдоль домов с постоянно поднятыми головами, опасаясь падения сосулек, мы стреляли взглядами в сторону любых очертаний, дающих надежду заморить червячка. Передвижение было осложнено вездесущим скользким льдом.  Тогда нам показалось, что в Гродно вообще не подозревают о существовании песка. Не подумайте, что в городе уж совсем негде покушать. По пути нам попалось несколько заведений общественного питания, но все они начинали работу чуть позже, что заставляло нас продолжать поиски. Уже потом, когда мы ознакомились с центром, нам стало понятно, что с утренним маршрутом самую малость не повезло. Всего лишь один поворот открыл бы нам вид на целый ряд долгожданных мест, но мы выбрали другой путь. Впрочем, своего добились и, наконец, нырнули в арт-кафе, дав старт рабочему дню официанток и поваров. К нашему приходу как раз подоспел и бармен, что не могло не радовать. Окруженные картинами местных художников, которые висят на окнах и стенах и выставлены на продажу, мы утоптали по порции драников и сдобрили все это дело пивом. После сытного завтрака оставалось только вооружиться фотоаппаратом и погрузиться всецело в окружающую старину, а для нас, минчан, еще и новизну.

Отправной точкой послужила Советская, когда-то Рыночная,  площадь, где мы посетили Фарный костел. Величественный архитектурный… Впрочем, я не буду вам рассказывать о гродненских достопримечательностях и памятниках истории в подробностях. Вы должны сделать это сами – приехать и увидеть. После мы отправились через мост на другой берег Немана и погуляли по задворкам монастыря францисканцев, войти в который, к сожалению, не удалось. На обратном пути нам попался книжный магазинчик, где мы затарились путеводителями, благодаря которым могли скоординировать свое перемещение в соответствии с отмеченными на карте флажками. До этого же ходили по городу в полном неведении.

Время настало обеденное. Значит, можно зайти куда-нибудь согреться и пропустить по бокалу пива. Как только мы пересекли мост, Руль воскликнул: «О, смотри! Ресторан “Вена”. Давай зайдем!». Я взглянул на убранство и неуверенно ответил: «Слушай, ты глянь, это же ресторан! Посмотри, какой солидный. Щас нас там как липку…». К счастью, мы не прошли мимо и остались очень довольны, если не сказать большего. Честно говоря, ресторан “Вена” стал для нас своего рода открытием. Ведь какое у нас, столичных жителей, мышление? Раз заведение выглядит модно, красиво, то туда можно даже не соваться, потому что цены будут заоблачные. Да в принципе в Минске мы и не посещаем вообще рестораны как таковые. Скорее так, пивнухи. В “Вене” же нас удивили многим: замечательным интерьером, уютнейшей обстановкой, сервисом высокого уровня, отличной кухней, но при всем при этом самым главным – необычайно низкими ценами. В общем, мы были приятно удивлены ресторанным делом в этом городе. Нам так понравилось в “Вене”, что перед уходом мы заказали на вечер столик. Уж больно захотелось еще вернуться. В общей сложности мы провели в Гродно не так много времени, чтобы детально изучить сферу ресторанного бизнеса. Мы посетили всего лишь пяток заведений. Правда, их и так совсем мало в центре города. Какова ситуация с этим в спальных районах, не знаем – не бывали. Единственный совет будущим туристам: смело заходите в самые привлекательные заведения – покушаете дешево и вкусно, наслаждаясь антуражем. Проходите мимо обывательских забегаловок и общепитов, ибо рискуете заплатить вдвое больше за безвкусицу (например, “Ретро-пицца”, Советская 31).

Как вышли из “Вены”, уже и стемнело. У нас в планах до ужина было прогуляться до Старого и Нового замков и посетить Коложскую церковь. Конечно, в темноте было сложно что-либо высматривать, зато с возвышенностей удалось сделать пару фотографий со штатива в ночном режиме. Покинув Борисоглебский храм, мы прошли минут пять молча, находясь под впечатлением (попали на вечернюю службу). Потихонечку мы возвращались к обыденной жизни, а вместе с тем и понимали, что туристические наши возможности подходят к концу. Прогулялись по мощенной Советской улочке, где повстречали молодых ребят-перкуссионистов, что стало неожиданностью, поскольку в Минске, например, вообще нет уличных музыкантов, разве что только те, кто поет в подземных пешеходных переходах.

День близился к финалу, а мы, обессиленные, гуляли по центру города и делились друг с другом впечатлениями. В целом, мы испытали настоящий культурный шок. Да, мы предполагали, что Гродно будет примерно таким, но, конечно, совсем в меньших масштабах. Да, возможно, пара-тройка сохранившихся с давних времен улиц и не более. Мы никак не ожидали получить такой заряд времени, истории. Поразительным казалось то, что в Беларуси есть подобный островок прошлого. С другой стороны, не могло не бросаться в глаза архитектурное безобразие советской эпохи. Серые громады, вдруг выраставшие из-за угла, то и дело заменяли эстетическое удовольствие довольно прискорбными ощущениями. Острое отсутствие гармонии взывало к душевному протесту. Возникало мучительное желание видеть этого город таким, каким он был раньше. До. Европейским. Казалось, город незаслуженно обделен вниманием. Казалось, никто не знает, что есть такой город в Беларуси. Казалось, мы здесь одни туристы. В путеводителе написано, в Гродно приезжает множество туристов из разных стран. Хотелось бы верить, что летом так и есть. Иначе же что есть туризм в Беларуси? Как бы то ни было, чувство свободы крайне заразительно. Можно подхватить такую “инфекцию” и сильно заболеть. Если тебя вылечат, от болезни будешь отходить очень долго. В Гродно чувствуется западное влияние, свободный дух. Все это чуть-чуть, на поверхности, но так легко передается.

Совсем отказавшись больше гулять, мы поскорее направились к нашей любимой “Вене”. Отужинали запеченным сыром под брусничным соусом, колбасками по-европейски и до самого закрытия наливались вкусным и дешевым пивом. По дороге домой расспрашивали таксиста о ситуации с жильем в Гродно. Зародилась мысль переехать сюда жить. Так, просто, в удовольствие. В гостинице ничего не оставалось, кроме как завалиться спать.

Утро наступило внезапно. Хотелось освежиться в душе, но не работал переключатель ванна-душ. Благо в туалет сходить была возможность. Долго не задерживались, ибо нужно было еще достаточно интересных мест посетить. Мы были первыми, кто пожелал этим воскресным утром отзавтракать в уютной обстановке в кофейне Кофемания на Советской, 31. Сэндвич с яйцом, латте макиато, коктейль “Сальса” с водкой – завтрак чемпиона. Выдвигаемся дальше. Времени до поезда не так уж и много. Прошлись до еврейской синагоги. Обошли ее кругом. Интересная архитектура. Нам показалось, что синагога заброшена уже окончательно, потому как окна и двери были заколочены или замурованы. Позже же по приезде в Минск прочитали, что, оказывается, синагога действующая. Летом открыта, а зимой очень холодно. Планируется капитальная реконструкция в ближайшее время. Вернулись на Советскую площадь, посетили Монастырь Рождества Богородицы, где наблюдали выступление детского церковного коллектива. По улице Парижской коммуны поднялись вверх к старым водонапорным башням, которые сейчас служат мастерскими художников. Потом направились за сувенирами в магазин “Ратушный”, где ранее располагалась резиденция Павла Сангушко, маршалка великого литовского. Дворец был спроектирован в 1725-1726 гг.

Напоследок забежали в “Карчму” (Советская, 31), вновь удивились ассортименту пива и ценам, пропустили по бокалу, снова перетерли политические события последних дней, хотя были так далеки от этого (от Минска), обсудили сущность футбольного фанатизма, вспомнили Европу и исторические вехи и отправились на вокзал.

На поезд мы успевали, но уж больно хотелось хоть одним глазком взглянуть на лютеранскую кирху. Пришлось с фотоаппаратом наперевес лететь к церкви. Несколько фотографий в спешке – и бегом на вокзал.

Почти 7 часов езды в битком набитом вагоне. Минск нас не встречал. Неизбежная реальность нахлынула при первой же возможности. Нам быстро напомнили о неискоренимом хамстве и истинном невежестве. Начальник охраны поездов тыкал нам в лицо своей ксивой, крича, что он возглавляет ОМОН, страстно выпячивал свое “могущественное Я” и чертил в воздухе “властными” полномочиями (будто после 19 декабря можно безнаказанно обращаться с людьми, как с дерьмом). Но мы его не слушали. Мы витали еще где-то там, не тут, не в этой стране, а в свободной и европейской Беларуси, со своим историческим прошлым, со своей культурой, с настоящими ценностями.