Всего в 16 километрах от столицы Литовской Республики, города Вильнюс (бел. Вiльня), расположился старинный Тракайский замок (бел. Трокi), некогда мощь и слава Великого княжества Литовского (ВКЛ), средневекового государства, занимавшего огромные пространства от Балтики до самого Черного Моря и объединявшего белорусские, литовские, украинские, русские и другие земли. Нынешний Тракайский замок – бесценное наследие литовско-белорусской оборонительной архитектуры XIV в., самый крупный из сохранившихся на территории Литвы замков и самый известный.
Летом замок, находящийся на острове, оживлен и живописен: сюда то и дело прибывают бесчисленные искатели приключений из разных уголков планеты, работает прокат лодок, шумят ремесленники в мастерских, завлекая гостей своими товарами, слышен звон бокалов в многочисленных летних террасах. Зимой же Тракайский замок, как и город, погружается в спячку. В это время редко встретишь туристов, а озера (всего их 4), которые омывают остров, покрываются толстым слоем льда, так что в замок можно попасть и по льду. Несмотря на снег и метель, мы отправились в Тракайский замок, чтобы хоть на мгновение перенестись в славную эпоху Европейского средневековья.
Пройдя через массивные ворота цитадели князя Витовта (именно этот правитель ВКЛ приказал перестроить деревянный замок в каменный, позаимствовав технологии строительства у крестоносцев), мы попадаем на главный двор. В средневековье, скорее всего, тут находились административные, кухонно-гостевые и бытовые помещения (ныне это музейные комнаты), здесь обитали слуги и солдаты. Чтобы попасть непосредственно в замок, необходимо перейти через подвесной мост.
Простому туристу для обзора доступны лишь некоторые ключевые помещения (комната княгини, спальня князя, сокровищница и т.д.), в которых хранятся предметы быта и интерьера, датируемые XVIII-XIX вв., либо более современные произведения искусства, а также некоторые карты XVI в. Совершенно очевидно, что аутентичные предметы убранства и быта времен ВКЛ либо были утеряны в песках времени, либо не выставляются на всеобщее обозрение, а украшают частные коллекции по всему миру. Вполне вероятно, что верно первое, поскольку замок не раз сжигался и разграблялся до основания.
А убранство было действительно богатым. Тракай вел торговлю не только с Европой, но и со странами Востока. Среди археологических находок можно выделить невероятно дорогое и ценнейшее в XV-XVI вв. венецианское стекло с острова Мурано.
Замок, а вместе с ним и город, переживал эпоху своего расцвета на протяжении всего XV в., особенно когда победные лавры увенчали голову Великого князя после разгрома крестоносцев при Грюнвальде (лит. Žalgiris). В то время население города достигало 30 тыс. жителей. Здесь то и дело проходили пышные приемы и балы в честь зарубежных гостей.
Постепенно же политическая жизнь ВКЛ перенеслась в Вильно, что ознаменовало собой начало конца Тракайского величия. К XVII в. замок превратился в руины.
Наполеон Орда, 1877 г. |
Когда ступаешь по скрипучим деревянным ступеням в полном одиночестве, невольно представляется, как некогда по ним расхаживал сам князь Витовт, раздумывая о нависших угрозах со стороны Тевтонского ордена, кое-где звучал звонкий смех княгини, раздавалось порхание крыльев почтовых голубей, эхом разлетался бас командующего гарнизоном, а арбалетные стрелы пронзали мешки на стрельбищах… Величие и могущество ВКЛ канули в Лету, но не преданы забвению, а Тракайский замок – немой свидетель тех лет – выстоял в веках, чтобы донести героическое послание своим потомкам.
Старый Тракай
Мало кто знает, что замок, о котором сейчас шла речь, называется Новый Тракайский. Но где же тогда старый? Он находится в поселке Senieji Trakai, что в 3 километрах от Тракая. Бывший на том месте деревянный замок не сохранился, и лишь холмы и рвы, занесенные снегом, напоминают о былых временах славы. В старом замке родился князь Витовт. Сегодня на этом месте располагаются монастырь бенедиктинцев и костел Благовещения Девы Марии (постороен в самом конце XIX в. в стиле неоготики).
Караимы
История замка, города Тракай и ВКЛ в целом неразрывно связана с караимами, малой народностью тюркского происхождения, которые поселились в Литве более шести веков назад. Они пришли в Литву с Великим князем Витовтом, когда тот возвращался из одного из своих походов на Крым. Караимы поселились в Тракае между двух княжеских замков, где сейчас проходит улица Караиму. Тракай был и по сей день остается религиозным и культурным центром караимов в Литве.
Кенеса. |
Чтобы познакомиться с караимской культурой поближе, мы зашли в ресторан караимской кухни «Кыбынлар» (Kybynlar, ул. Karaimų, 29). Традиционным и самым знаменитым блюдом караимов является «кыбын» (kybyn, множ. «кыбынлар», лит. kibinai) – пирог с рубленой бараниной или говядиной (но только не со свининой – она запрещена караимской религией). Kibinai продаются в любом литовском супермаркете, но, как оказалось, это совсем не то. Настоящий кыбын подают только в этом заведении, и нигде более аутентичной караимской кухни во всей Литве не найти.
Kiubeten Ajaklyk. |
К слову, караизм берет свое начало в Месопотамии (современный Ирак) в VIII в. Эта религия оновывается только на святых текстах Библии и не признает какое-либо их толкование. Единым авторитетным источником считается Ветхий Завет. Караимы молятся в храмах, которые называются «кенесами». Считается, что самая старая кенеса находится в Тракае – как раз напротив ресторана, однако же попасть нам туда было не суждено. Как нам позже объяснили, доступ в кенесу имеют только члены общины караимов, которая в Тракае насчитывает на данный момент 60 человек (в основном пожилые люди), а в Литве – около 200. Караизм до недавнего времени был религией консервативной: караимами не становились, а рождались – исключительно от обоих родителей-караимов. Однако сегодня число представителей этой народности стремительно уменьшается, поэтому к смешанным бракам стали относиться либеральнее.
Кыбын. |
Тракайские караимы не одиноки. Караимы также живут на Украине, в Польше и России. Общины поддерживают между собой связь, а в Тракае ежегодно устраивается летняя школа.
Крупник. |
Об этом с нами любезно поделились в «Кыбынларе», где мы не преминули отведать кыбынов и продегустировать традиционный караимский крупник – древний алкогольный напиток, изготавливаемый следующим образом: «7 — 10 минут варят специи (кору корицы, душистый перец, кардамон, немножко имбиря) и листья черного чая. Потом все это разбавляют алкоголем — водкой или спиртом. Для очищения цвета (для прозрачности) бросают щепотку изюма. Этот напиток пьют по торжественным случаям. На свадьбах, на праздниках».
В соавторстве с Сергеем Ильиным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий